Главная   Новости О проекте О нас Контакт
АЛДИНЦЫ
В ПЕТЕРБУРГЕ
• Приезд
  школьников - 2010
• Приезд
  школьников - 2013
 
• Учителя из Алдов
  в Петербурге
• Петербург
   глазами Алдинца
МАСТЕР-КЛАССЫ
КНИГИ ИЗ ПЕТЕРБУРГА
АЛДЫ СЕГОДНЯ
• Алды глазами
  петербуржца
МУЗЕЙ
• История глазами
  алдинцев
• Рассказы о людях
• Выставки
• Реликвия
• Зачистка
• Старая фотография
ПЕТЕРБУРЖЦЫ
В АЛДАХ
 
< В начало раздела

«Круглый стол» по теме
«Преодоление стереотипов».
Институт региональной прессы (ИРП)

Организация, в которой произошла эта встреча - ИРП, заслуживает особого внимания.

Цитата:
«ИРП – это, с одной стороны, профессиональный центр, где журналисты могут встречаться с политиками различных направлений (и не только с политиками, но и представителями нарождающегося гражданского общества), а с другой стороны – центр, где журналист может получить неформальную консультацию, где сама атмосфера помогает понять, что такое свобода слова и не ангажированная журналистика».
         Лев Гольдштейн, петербургский корреспондент радио «Эхо Москвы»

Стереотипы в общении: механизмы формирования и способы преодоления

Елена Евгеньевна Алексеева, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии семьи Института детства РГПУ им. А.И. Герцена.

Елена Евгеньевна дала развернутое определение стереотипа и рассказала о том, как, по мнению психологов, стереотипы влияют на наше восприятие.

За этим последовал ряд практических рекомендаций и учебных игр.

Учителя проверили на себе, как специальные игры помогают преодолевать негативное влияние стереотипов, получили памятки для педагогов и родителей.

 Стереотипы в общении: механизмы формирования и способы преодоления

Дмитрий Викторович Дубровский, кандидат исторических наук, директор программы "Права человека", старший преподаватель факультета свободных искусств и наук СПбГУ, ведущий научный сотрудник Российского этнографического музея.

Казалось бы, за эту неделю учителя из Алдов узнали о стереотипах почти все. Но выступление Д.М. Дубровского развеяло это заблуждение.

Ученый начал с предупреждения, что его суждения могут расходиться как с общепринятыми представлениями, так и с некоторыми точками зрения его коллег. После этого Дмитрий Викторович буквально обрушил на слушателей поток острой, актуальной, неожиданной информации и оригинальных идей.

Дмитрий Викторович Дубровский и Анна Аркадьевна Шароградская, директор ИРП

В центре внимания оказалась средняя школа, а именно роль среднего образования в построении гражданского российского общества.

Оказалось, что сегодня Россия имеет в сфере образования наследие германской классической школы, где главная цель - дать учащимся возможно больший объем знаний, тогда как в современном обществе главная задача образования - не багаж знаний, а объем умений и социальной ответственности.

В наших школах трудно говорить с учениками о вопросах, выходящих за рамки предметных знаний. Тем не менее школа не может не быть вовлечена в процесс формирования устойчивой социальной структуры государства, и чиновники все чаще говорят о необходимости "духовно-нравственного компонента" в образовании.

В Европе и США сложились свои модели отношений граждан к государству и национальной принадлежности.

Так, не все французы готовы назвать себя просто французами. Важную роль играет принадлежность к мусульманству или арабское происхождение. Американцы в этом отношении отличаются от европейцев: они все мусульмане-американцы, евреи-американцы, русские-американцы и так далее.

В России "двухэтажная" идентичность не прививается, а построение мононационального государства просто невозможно.

В октябре прошлого года появился проект стратегии национальной политики, согласно которому мы должны строить общегражданскую идентичность на этнической основе.

С чего мы можем начать построение российской общности? Со школы, конечно.
Но когда в школе делят ребят по религиозной принадлежности, это служит дополнительным поводом для разобщения. К обычным стимулам для деления на мальчиков и девочек, на богатых и малообеспеченных и т. д., добавляется еще один - разделение по религиозным мотивам. Не уводит ли такое понимание "духовно-нравственного компонента" от идеи построения единого гражданского общества?

Имеет ли перспективу политика, направленная на создание межнационального мира? То есть мира не между людьми, а мира между нациями. Единицей мышления при таком подходе становятся не люди, а нации - воображаемые сообщества.
Оказывается, наука этнопсихология развивается только в России, в других странах ее нет!

Можно ли выработать такой общий для всех национальных образований компонент, который не будет противоречить основам гражданского общества? Можно ли найти некую единую идею, которая объединяла бы людей разных национальностей и была для них общей? А главное, нужно ли это? И если нужно, то кому?

Разве не могут разговаривать друг с другом люди разных этнических групп в быту, решая какие-то вопросы? В реальности люди общаются не сообществами, а друг с другом.

Нужно ли пытаться найти национальную идею как таковую? Национальные  элиты, сложившиеся в XIX веке, начали успешно представлять "свои" народы не без выгоды для самих элит и без заметной пользы для "своего" народа. Появились профессинальные "этнии" - "специалисты по своему народу". Национальная идея безусловно полезна для такой национальной элиты. Но нужна ли она самому народу?

Не получается ли, что такой подход дает дополнительную почву для расслоения общества? И не пора ли перестать относиться к этнической принадлежности как к врожденному признаку, передающемуся чуть ли не через кровь?

И не является ли тупиком попытка найти качества, которые объединяют людей разных наций? И возможно ли соединение двух подходов - генерального, направленного на построение гражданского общества, и партикулярного, ориентированного на этническую исключительность?

Дмитрий Викторович уделил особое внимание русскому национализму и показал, что корни этого явления уходят гораздо глубже, чем может предположить неподготовленный слушатель. Оказалось, что  даже детские мультфильмы создают определенные образы положительных и отрицательных героев, которым присущи ярко выраженные национальные черты.

Трудно не заметить, что черты, отличающие положительных героев мультфильмов от отрицательных, носят этнический характер

Похожая история происходит и с нашими учебниками. Там, где приводятся рисунки детей, создается образ "правильного" ребенка - голубоглазого и светловолосого.
В мультикультурализме европейцев и американцев многое выглядит гипертрофированным. Но в США методисты не пропустят подобные учебники школу.

Дмитрий Викторович высказал уверенность, что бесконечное говорение о национальных особенностях и о том, как замечательны разные культуры, уводит в сторону от решения насущных вопросов, отрывает от политики. Между тем, гражданское общество - это политика. Речь должна идти о человеческом отношении одних людей к другим, а не об отношении наций друг к другу.

* * *

Как только закончилось выступление, завязалось оживленное обсуждение. Идея, что методы построения единого государства, получающие распространение в России, не пригодны для этой цели, породила массу вопросов.

Асланбек Абубакаров (слева) и Меттью Купфер

Среди слушателей оказался стажер из США Меттью Купфер (Matthew Kupfer). Меттью рассказал, что в США обсуждение стереотипов и межэтнических отношений проходит повсеместно и сделалось привычным в школе, в университетах, в прессе, на телевидении; об этом говорят политики. Проблем в этой сфере немало. Так, в последнее время, напряженная ситуация складывается с выходцами из Мексики. Меттью считает, что очень важно не замалчивать такие проблемы, и что в России об этом говорят недостаточно. Меттью побывал в ряде развивающихся стран, в том числе оказывался и в горячих точках и видел межнациональные конфликты в самых острых проявлениях. Так что его суждения имели особый вес. Блог Меттью: http://registan.net/author/matt_kupfer/

На мой взгляд, эта встреча заставила многих пересмотреть свое отношение к привычным понятиям и подходам.

Алексей Никаноров 

< В начало раздела 

   
© Дом мира и ненасилия